О социальной типологии древнерусских пещерных монастырей

Кабанец Е.П.

Натуральные исследования древнерусских пещерных комплексов, активно развернувшиеся в последнее десятилетие, обогатили историческую науку уникальными данными о становлении и развитии этого духовного феномена. Однако в настоящее время еще не разработана совершенная типология древнерусских монашеских организаций, которая позволила бы отождествить конкретные пещерные памятники с определенной формой монашеского уклада. Не имея же четкого представления о социальной структуре подземных объектов, невозможно на основании лишь их преимущественно археологического и обмерного изучения делать какие-либо выводы об эволюции и культурном содержании данного явления в истории Восточной Европы и древнерусского православия. Исходя из этого, мы предлагаем собственную схему развития монашеской организации применительно к многогранным формам христианской пещерной аскезы и их адекватному воплощению в восточнославянской среде.

В христианской церкви с древнейших времен существовали 3 основные формы монашества:
1) общежитие (киновия) - братство;
2) особножитие (своежитие, идиоритм) - товарищество;
3) странническое, отходное житие - уединение, одиночество.

К первой группе относятся (в ниспадающем порядке): общежительный монастырь (лавра), пустынь, скит; ко второй: штатный, "мирской" монастырь, келья, калива (кавья); третья включает не дифференцируемые социальные группы пещерников, пустынников, столпников, юродивых, странников, сиротах и т. п. с формально такой же структурой организации - келья, калива, что и в предыдущем случае, но выражающими уже индивидуальное анархическое начало. Теперь рассмотрим каждый термин отдельно.

Древнейшие формы монашеской жизнедеятельности - келья и скит. Келья - первоначально небольшое жилое помещение, находящееся в уединенном месте, а затем рядовая застройка монастырей. Ведет свое происхождение от пустыни Келлий (Kellia) к югу от Нитрийской пустыни, где группы аскетов жили полностью изолированно друг от друга, следуя своим идиоритмическим наклонностям (посещение храма только в субботние и воскресные дни, эпизодические цикличные удаления в дальние "затворы"). Позднее келлиоты растворились в общей массе подвижников, что придало этому явлению чисто бытовые черты. Производной от кельи является позднейшая калива, кавья - буквально избушка или клеть монахов-одиночек, ведущих самобытное, самоорганизованное хозяйство и привязанных к одному месту обитания. Сохранилась на Афоне, как последний класс неупорядоченной вольной жизни в черте известной оседлости.

Скит - первоначально келлиотское учреждение, основанное на принципе фактического отчуждения от общежительных тенденций. Название происходит от коптского шигг, что значит большая равнина. Так называлась египетская пустыня, расположенная в 10 милях от Нитры, откуда вышел ученик Антония Великого - Макарий (301-391). Благодаря тому, что в Скитской пустыне монахи жили компактно, их поведение и жизнедеятельность оказались менее жестко регламентированы, что привело в дальнейшем к поглощению скитов киновиальными организациями. В новейшее время скит - это небольшая киновия, отличающаяся от традиционной более изощренными и суровыми формами воздержания и наличием реликтовых особножительных черт (дополнительные обеты, строгий пост, усиленные молитвы, затворничество). Иначе говоря, скит превратился в полуавтономное келлиотское учреждение при общежительном монастыре, как правило, крохотное, целиком от него зависящее и с течением времени все более вырождающееся. Ныне скитская традиция сохранилась лишь понаслышке, разве что в лице персонализированной группы великосхимников. Высшая форма особножительного устройства - т.н. штатный монастырь, распространенный в основном в православной Греции и отражающий сильно деградировавшее нравственное состояние местного культа (что происходило на протяжении всей истории Византийской империи и греческого анклава в составе Отоманской Порты). Штатный монастырь есть результат обмирщения религиозного уклада, жизнь в нем не подчинена строгим уставным порядком, скорее вольна и своекорыстна. Законоположения лишь формально строги, по существу же смягчены значительными уступками и потачками. Нет ничего общего, никто не требует отчета в келейном поведении, нет или крайне редки (раз в год) общие трапезы, послушания могут быть "выкуплены" в наем.

Полная противоположность данному образу жизни - общежительный киновиальный монастырь, изобретенный Пахомием Великим (ок. 282-ок. 346). Киновиальный монастырь - это иноческая обитель, живущая по строго внутреннему раскладу богослужений и послушеств, и в то же время не признающая и даже всячески отвергающая крайние формы подвижничества. Следует признать, что уставной порядок первоначально предназначался для незрелых умом неофитов, не готовых исполнять общее правило добровольно и не могущих самостоятельно достичь свободы духа. В известной мере можно расценивать киновию как инструмент улучшения самодостаточной индивидуальной духовной практики.

altРафинированной формой киновии является пустынь, возникшая исключительно на русской почве в (XIV-XV вв. в результате преобразовательной деятельности Сергия Радонежского (его следует считать официальным родоначальником пустынной киновии) и отражающая нравственную эволюцию древнерусского монашества, испытавшего кризис пассивного миросозерцания в послемонгольское время. Семантическое значение этого термина - изначально небольшой монастырь, основанный в глухой местности по образцу уединенных монашеских общин Востока IV-VII вв.; название изолированного жилища отшельников в некоторых больших монастырях. В начальную эпоху пустынь - это обобщенное имя автономной монашеской обители в размерах от крохотной келлии до полновесного монастыря и с отклонениями внутреннего порядка от киновии до своежительства. В современной церковной организации особый колорит отшельничества в пустыни полностью испарился, а сама она превратилась в крупное киновиальное сообщество с названием, имеющим скорее эмоциональное, нежели функциональное содержание.

Наконец, целиком обособленной разновидностью христианского служения выступает отхожее житие, к которому причислялись люди и не духовного звания (см. выше), не имевшие постоянного места обитания и выполнения церковного правила. Одни из них решительно избегают людей, другие же наоборот "потворствуют" в миру, являясь неким подобием бездомных бродяг. В общем, у данной социальной категории весьма зыбкие очертания, т.к. она нередко подпадает под опеку или контроль официальных церковных учреждений и утрачивает свои наиболее яркие особенности.

Располагая изложенной здесь схемой внутреннего устройства монашеской организации, мы можем теперь восстановить общую канву развития иноческой жизни на Руси и предложить гипотетическое толкование основных элементов пещерной аскезы. Воспользуемся для этого письменными источниками по истории древнейшего на Руси Печерского монастыря.

Последний возникает в середине XI как уединенная келлия монаха Антония, получившего постриг на Афонской горе и подражавшего уединенной отшельнической практике святогорских старцев-исихастов. Антоний не имел намерения строить полноценный монастырь - для созерцательного безмолвия пригодна лишь одинокая келлия и всего несколько учеников. Впоследствии Антоний покидает свою пещеру, которая из-за появления все новых постриженников превращается в стихийно сложившееся своежительное товарищество - скит, а после введения уставных правил игуменом Феодосием и строительства наземного монастыря с регулярной застройкой - в киновию. Исчезновение сведений об Антонии Печерском со страниц летописи, отсутствие его жития - это результат стыдливого умалчивания официальной церковью обстоятельств его нерегламентированной общими правилами жизни. Между тем наряду с киновиальными традициями в Печерском монастыре наблюдались элементы и иных укладов. Келлиотами оставались немногочисленные ученики и подражатели Антония XI и XII вв. - Исаакий Затворник, Никита, будущий епископ Новгородский, Афанасий, Лаврентий, Иоан Многострадальный. Все они в разное время были пещерными затворниками, что присуще исихастскому (безмолвническому) устроению. Келлиотом подчас становился и сам Феодосии Печерский, на время поста удалявшийся в безвестную пещерку, хотя это и противоречило киновиальному устройству возглавляемого им монастыря. Монашеские власти решительно боролись с неуставной традицией, насильно изгоняя ее последователей из затворов (Никита, Исаакий, Лаврентий).

Гонения на ослушавшихся привели к почти полному исчезновению исихастской практики. Исаакий, например, стал жить в наземной истобке на Дальних пещерах, превратившись, в сущности, сперва в каливита, чуждавшегося братии, но силой принуждаемого посещал церковь. Позднее он начал юродствовать и "по миру ходити". Временным поселенцем-каливитом в Варяжском подземелье " повелением же игуменим" был монах Федор, который охранял там, вероятно, могилу преп. Феодосия.

После переселения братии в наземный монастырь появилась необходимость охранять пещеры не только от непрошеных гостей и самозванных подвижников, но и заботиться о возникшем там подземном некрополе. Согласно Житию Феодосия, на Ближних пещерах остается небольшая группа подвижников ("онъдеже малу ихъ оставъшю, и съ теми прозвутеру и диякону"), которые, судя по всему, были организованы по скитскому правилу, исполняя "въ ветсеи церкви по вся дьни служба святаа... за умръшую братию". Следы недолгого пребывания в пещерах (но отнюдь не проживания!) иноков относятся, скорее всего, на долю этих служителей культа, а вовсе не мифических "затворников".

В XII-XIVBB. лаврские пещерные подвория окончательно превратились в своеобразные скиты, исполнявшие роль некой отдушины для наиболее ревностных и экзальтированных подвижников. В настоящее время полностью доказано, что большинство мнимых "затворников" на самом деле являются обычными погребальными локулами, не имеющими ничего общего с чрезвычайными изнурениями плоти. В послемонгольское время во 2-й пол. XIII-XIV вв. отмечается некоторое возрождение "затворнических", т.е. особножительных традиций в Печерском монастыре вследствие общего упрощения, если угодно упадка религиозной жизни у восточных славян. В результате этого в лавре появляется значительное количество новоявленных отшельников (до четверти от общего пантеона Дальних пещер, сформировавшегося в XII-XIVBB.) Причем некоторые из них раньше будто бы жили на Афоне, где в указанную эпоху возрождается исихастская аскетика (Григорий Палама) и процветают уединенные фронтистерии и аскетерии. Реформа Сергия Радонежского (творение пустынной церкви) положила конец затворническому (келлиотскому) укладу в православии церкви, приведя со временем к затуханию, постепенной нивеляции или значительному ослаблению любых форм подвижничества, противоречащих киновиальному правилу. Изучение следов этих реликтовых явлений должно стать первостепенной задачей для исследователей древнерусских пещерных монастырей.

Докладчик: Кабанец Е.П. Киево-Печерский заповедник. Киев, ул. Январского восстания 21. Тел. 440-83-12.
Публикация: "Международный симпозиум по искусственным пещерам", Киев-Одесса, 1998, стр. 24-27.

Метки: монастырь | пещера | спелеология | храм

Обзор: изобразительное искусство или как правильно научится рисовать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Партнеры

Другие материалы

Как найти и купить дешевые авиабилеты

Многочисленные подсчеты и анализы показали, что самым невыгодным днем для покупки места на борт самолета является пятница. Это объясняется несколькими...

Как купить качественный юридический адрес

Для регистрации фирмы в контролирующие органы надо предоставить реквизиты, по которым будет находиться организация. Не все деловые люди имеют возможно...

Chevrolet Spark - выгодное приобретение

Chevrolet Spark - выгодное приобретение

Новый год, как и любой другой праздник, отличный повод порадовать себя и свою семью дорогим подарком. Особенно, если подобная покупка планировалась ...

Monte-Carlo SBM - отдых в Монте-Карло

Monte-Carlo SBM - отдых в Монте-Карло

Наверно, каждый мечтал бы посетить Монако. Это княжество известно во всем мире благодаря большому количеству расположенных в нем казино, живописным ...

С чего начать собственный бизнес

С чего начать собственный бизнес

Каждый из нас мечтает зарабатывать больше денег. Для этого кто-то устраивается на вторую работу, а кто-то занимается бизнесом. С чего же начать созд...

Календарь

  • 2017 (1)
  • 2016 (1)
  • 2015 (41)
  • 2014 (192)
  • 2013 (294)
  • 2012 (298)
  • 2011 (243)
  • 2010 (42)
  • 2009 (14)